Ваш успех парит в воздухе
Практика применения ароматов в сфере торговли и мерчандайзинга и результаты психографических исследований.
В основу приведенных ниже заключений положены данные исследования прикладного использования ароматов в бизнес-среде, проведенного специалистами на базе одного из крупнейших торговых концернов Европы в период с 1.07.1998 по 31.12.1998. В 4 филиалах концерна тестировалась как технология, так и эффективность работы аромамашин от разных производителей, а также качество и характер действия выбранных аромакомпозиций. Исследовательский проект проводился под руководством независимого Научно-исследовательского института маркетологии, признанного эксперта в своей области. По результатам проведенных тестов лучшей была названа компания Vapo d’or Innovation (Германия). Подробное описание структуры и результатов исследования могут быть предоставлены компанией по запросу.
ПСИХОГРАФИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ
1. Удовольствие, полученное от торгового помещения в целом
Восприятие ароматизированных торговых помещений, по мнению 21% респондентов, в целом выше, чем тех, где ароматы не применялись.
Критерии оценки |
Количество респондентов, отметивших улучшение |
Оценка ароматизированных торговых помещений |
Чистота и свежесть воздуха |
27% |
выше |
Качество предлагаемой продукции |
2% |
выше |
Ассортимент представленной продукции |
19% |
шире |
Вежливость сотрудников |
39% |
больше |
Компетентность сотрудников |
58% |
выше |
Следование актуальным запросам и тенденциям |
28% |
выше |
Атмосфера |
34% |
лучше, приятнее |
Микроклимат помещения |
15% |
лучше |
Спектр предложенных услуг |
89% |
выше |
Выкладка товаров |
55% |
больше профессионализма и стимулирующего воздействия |
Соотношение ‘цена/качество’ |
11% |
воспринимается лучше |
Цветовое оформление |
90% |
приятнее |
2. Мнения об ассортименте:
В результате анализа ответов респондентов отмечено, что в ароматизированных торговых помещениях ассортимент продукции с точки зрения покупателя расценивается:
- как стимулирующий покупку – 47 %
- подобранным более целесообразно – 13 %
- лучше – 10 %
- актуальнее – 12 %,
по сравнению с ассортиментом в не ароматизированных помещениях (данные указывают процентную долю от общего числа опрошенных).
3. Оценка мест продажи (POS – point of sale):
Цифры показывают, как изменился характер восприятия товара в помещениях с использованием аромата.
Ароматизированные магазины: привлекательнее – на 47 %, чем в не ароматизированных магазинах.
Предложенные товары:
заманчивее – на 20 %
разнообразнее – на 7 %
привлекательнее – на 14 %
больше стимулируют к покупке – на 27 %
свежее – на 45 %
инновационнее – на 131 %
эксклюзивнее – на 36 %
оригинальнее – на 230 %
необычнее – на 120 %,
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
1. Целевой аромамаркетинг оценивается позитивно на всех психографических уровнях.
2. Введение ароматов в практику торговли способно существенно повысить товарооборот с точки зрения долгосрочного перспективного планирования сбыта.
По результатам исследований поведения покупателей, проведённых в 1998 году Анной Штёр (Падерборнский университет, Германия). Данные исследования в ароматизированных торговых залах, на которые теперь ссылается большинство маркетологов, были проведены с использованием технологий и оборудования.
ПРИМЕЧАНИЕ.
Любопытно, что данные эксперимента под руководством немецких специалистов, соотносятся с итогами исследований, проведенных другими специалистами.
Объёмы продаж в отдельной торговой группе (сеть магазинов спортивной одежды) возросли на 6%, а время пребывания покупателей в зоне продаж, увеличилось на 18%, благодаря ароматизации торгового помещения*.
[Детали эксперимента] В двух идентичных торговых залах были выставлены одинаковые модели кроссовок Nike. Одно помещение было ароматизировано (для отдушивания использовалась известная парфюмерная композиция, а не аромат кожи).
В эксперименте принимали участие 35 человек. Им предлагалось в течение 30 секунд рассмотреть в обоих помещениях указанный товар (об ароматизации воздуха испытуемым не сообщали). При опросе участников эксперимента были получены следующие ответы:
- 84% респондентов утверждают, что в первую очередь приобрели бы кроссовки из ароматизированного помещения;
- 16% респондентов предпочли обувь из не ароматизированного помещения.
- 10% опрошенных оценили кроссовки из ароматизированного помещения, как более дорогие.
По результатам исследований, проведённых в 1990 году А.Р. Гиршем (Объединение учёных по исследованию вкуса и запаха, Чикаго, США).
ИТОГ.
Данные эксперименты (в США, 1990 и Германии, 1998) подтверждают предположения ряда маркетологов о том, что введение аромата в торговые и выставочные залы повышает привлекательность и ценность товара для покупателя.
Введение аромата без изменения ассортимента, качества выкладки товара, смены персонала и пр., позволяет обеспечить более позитивное восприятие потребителем торгового пространства.