Уже несколько десятилетий маркетологи всего мира пытаются понять причины, по которым потребители выбирают тот, а не иной товар/услугу/бренд. В острой конкурентной борьбе применяются всевозможные рекламные и маркетинговые схемы. В итоге на каждого из нас ежедневно обрушивается около 3000 различных рекламных сообщений в виде звуковых и слуховых образов. Психика человека устроена таким образом, что при интенсивном повторении однообразной информации реакция на нее постепенно угасает. Привычный двухмерный маркетинг, традиционно использующий зрение и слух человека, сегодня уже оказывается низкоэффективным. Чтобы удерживать внимание людей, нужно постоянно предлагать что-то новенькое, такие подходы и решения, которых еще нет у других. Если Вы этого не сделаете, это непременно сделают Ваши конкуренты.
По мнению гуру в области маркетинга и теории брендинга М. Лингстрома выходом из сложившейся ситуации является использование мультисенсорного (многочувственного) маркетинга, логика которого довольно проста. Человек воспринимает мир с помощью пяти чувств одновременно: зрение, слух, обоняние, вкус и осязание. Через эти каналы мы получаем всю информацию об окружающем нас пространстве, а, значит, и основания для принятия любого решения.
Сейчас уже никого не удивишь просто красивой рекламой в средствах массовой информации и на бигбордах. Чтобы по-настоящему заинтересовать потребителя, необходимо вызвать у него яркую эмоциональную реакцию, более активно обращаться к осязанию, вкусу и обонянию. Мир, в котором мы живем, наполнен всевозможными запахами. Наряду с красками и звуками они являются неотъемлемой частью человеческого существования. Ученые установили, что «образ запаха» сохраняется в памяти дольше и прочнее, чем зрительные и слуховые воспоминания. Причем запах оказывает колоссальное воздействие на человека: он может притягивать и отталкивать, возбуждать и успокаивать, вызывать различные эмоции, повышать настроение, даже лечить.
Человечество испокон века применяло магическую силу ароматов в различных сферах своей жизнедеятельности. В условиях господства конкуренции и рекламы появились новые бизнес -направления, успешно использующие влияние запахов на поведение и настроение потребителя. Аромамаркетинг и аромадизайн - это слова, которые прочно входят в наш обиход. По оценкам сторонников сенсорного (чувственного) маркетинга, именно запах является одним из самых мощных средств воздействия на человека, способным возбуждать память и воображение, вызывать сильные эмоции, а области применения ароматов в бизнесе практически безграничны. Многочисленные исследования убедительно доказывают, что более 70% всех человеческих эмоций основаны на запахах. Более того, на аромат невозможно не обратить внимание. Например, по утверждению ученых, запах кофе любят 99% населения Земли, причем это не зависит от того, пьют они его или нет. Продавцы недвижимости в разных странах мира распространяют кофейный аромат в квартирах и домах, выставленных на продажу, для создания у своих клиентов ощущения домашнего уюта. И поверьте, это работает, продажи увеличиваются.
Грамотное использование запаха способствует росту потребительской активности, повышает лояльность к компании, бренду. Тем самым, аромамаркетинг является важным средством повышения конкурентоспособности предприятий. Его главная задача - расположить потребителя к себе, сделать так, чтобы ему было комфортно и напрямую связать это ощущение с определенной компанией, что и становится важным конкурентным преимуществом последней.